В чем специфика? Проектирование школ отличается от планировки других зданий и сооружений. Помимо соответствия нормативам, нужно, чтобы учреждение вызывало у учеников и учителей желание учиться и учить. Поэтому при проектировании учитывается ряд деталей, основанных на последних взглядах на школу.
Что важно? При проектировании во внимание берутся земельный участок, его расположение, стороны света, экология местности и другие факторы. Сама школа должна иметь эстетичный вид, повышенную безопасность и все условия, которые обеспечивают комфортное обучение.
Проектирование любого здания должно соответствовать тем задачам, для которых оно будет использоваться. Школы в этом отношении, с одной стороны, возводятся в соответствии с типовыми стандартами, а с другой — к их строительству предъявляются особые требования.
Это касается и дизайна, и внутренней отделки помещений, которые напрямую могут влиять на качество усвоения детьми учебной программы. Согласно проведенным исследованиям, правильный дизайн и создаваемая им атмосфера в школе способна повысить успеваемость на 25 %.
Хотя типовые проекты уже давно разработаны и активно используются, до сих пор нет единого мнения по поводу того, как должна выглядеть идеальная школа. В ней дети проводят значительную часть своей жизни, сталкиваются с разнообразными жизненными ситуациями, выходящими за рамки учебного процесса. Разработать единый, подходящий для всех проект оказывается почти невозможной задачей, поскольку структура и суть учебных заведений может сильно разниться:
Если сравнить общеобразовательную школу и школу-интернат, то их проекты очень похожи, отличия минимальны. Иначе обстоит дело со школой с эстетическим уклоном. При ее строительстве принимаются во внимание специфические требования, в частности — обустройство мастерских, наличие необходимого для развития творческих навыков оборудования, особое освещение, повышенные стандарты к конструкции вентиляции.
Перед составлением строительного плана школы должны быть определены ее тип и назначение. По моделям обучения школьные программы могут иметь несколько уровней:
Также школы делятся по специализациям:
Одной из особенностей проектирования школ является вариативность назначения здания с учетом направления образовательной деятельности. Исходя из этих условий выбирается необходимое оборудование, планируются помещения с заданными характеристиками.
При разработке плана здания и расчёте его площади основное условие, которое необходимо учитывать — предположительное количество обучающихся. Согласно типовому проекту для общеобразовательной школы установлен порог в 1728 учеников, для школы-интерната — 560. Также есть стандарты по наполняемости классов. Так, в классах с первого по восьмой должно быть не более 40 обучающихся, в 9–11-х классах — не более 36, при прохождении вечерней формы обучения — не более 20.
С учетом стандартов по наполняемости классов определяется площадь учебных помещений, которая составляет не менее 50 метров и должна включать в себя полтора квадратных метра на каждого ребенка. Высота потолков составляет три метра, что повышает комфорт учащихся, но, в то же время, увеличивает расходы на строительство за счет использования большего объема строительных материалов.
Исходя из того, будет ли школа начально-, средне- или общеобразовательная, выбирается количество мест, от которого, в свою очередь, зависят объемно-планировочные решения в строящемся здании.
Основным помещением при проектировании и строительстве школы является классный кабинет, в котором непосредственно проводятся уроки. Это помещение должно соответствовать требованиям по площади, освещенности, вентиляции. Как правило, класс рассчитан не более чем на 35–40 человек, при этом каждому учащемуся следует обеспечить хороший обзор классной доски, акустика помещения — стопроцентную слышимость учителя.
В цифровом выражении данные нормативы можно представить следующим образом (из расчёта на каждого учащегося).
При проектировании школ предъявляются следующие требования к наличию в нём специальных помещений.
Желательно, чтобы зал был расположен на первом этаже, в идеале он должен быть отделен от остальной школы, соединяясь с ней переходом. Для мальчиков и девочек должны быть обустроены отдельные душевые, туалеты и раздевалки. Кроме того, необходимо предусмотреть помещение для хранения спортивных снарядов и для размещения учителя.
В проекте должно быть предусмотрено несколько мастерских — столярная, слесарная. В них на каждого учащегося должна быть обеспечена площадь не менее шести квадратных метров.
Ширина коридоров на этажах выбирается с учетом размещения кабинетов. Если оно двустороннее, то ширина прохода составляет не менее 2,8 метров, если двустороннее — то не менее четырех метров.
Данное помещение размещается отдельно на первом этаже, в рекреациях и в классах гардероб обустраиваться не должен.
Туалет должен присутствовать на каждом этаже, при этом отдельные помещения должны быть предусмотрены для мальчиков и девочек.
Данное помещение проектируется с учетом возможного числа находящихся в ней учащихся, чтобы не создавать стеснений при пользовании учебной литературой.
Столовая включается в проект школы в обязательном порядке, если в учреждении планируется обучение не менее чем 100 учащихся. В этом помещении должны быть созданы необходимые условия для приготовления горячего питания.
Стандартные размеры этого помещения — 14 на 7 квадратных метров. Эти условия необходимы для нормальной проверки зрения и слуха у учащихся, проведения процедур, оборудования кабинетов психолога и стоматолога. Также должен быть предусмотрен санитарный узел.
Эти параметры являются усредненными. При разработке конкретного проекта школы они могут корректироваться в сторону увеличения, но не уменьшения.
Типовыми планами предусмотрены разные варианты композиций школьных зданий.
В этом проекте школа размещается в едином здании, в котором выделяется небольшой главный корпус и пристройки в виде спортивного зала, столовой, медкабинета и так далее. Этот вариант отличается высокими показателями тепло- и энергосбережения, позволяет снизить расходы на эксплуатацию и ремонт.
Подобный проект часто используется при дефиците площади для строительства зданий, а также в районах с холодным климатом, где качественное теплосбережение приобретает особую значимость.
Имеет несколько разделенных корпусов, в которых располагаются те или иные учебные и вспомогательные помещения. Данный вариант актуален при строительстве на неровном, холмистом рельефе, а также в сейсмоопасных зонах. Раздельность зданий позволяет исключить проникновение в них посторонних запахов и звуков, обеспечить сравнительную безопасность при землетрясениях, оползнях.
Однако такой проект обусловливает значительное удорожание строительства из-за большего объема необходимых строительных материалов и большей длины инженерных сетей. Кроме того, связь между корпусами несколько нарушается, особенно в холодное время года.
Даная схема используется чаще всего. Она отличается наличием нескольких корпусов, соединенных между собой.
Классные кабинеты, в которых находится учебное оборудование, а также лаборатории, учительская, мастерские обустраиваются в одном корпусе. Как правило, помещения располагаются вдоль здания с односторонним естественным освещением. Реже можно увидеть проекты, в которых комнаты и окна расположены поперёк здания и выходят на обе стороны.
В другом корпусе школы, как правило, располагаются следующие помещения:
Для проектирования начальной школы должен выбираться подходящий земельный участок. К нему предъявляется ряд требований.
Площадь территории для возведения школы рассчитывается, исходя из норматива 25–30 квадратных метров на каждого учащегося. Таким образом, минимальный размер составляет 1000 квадратных метров.
При строительстве на местности со сложным рельефом, характеризующимся перепадами высот, для возведения здания должна выбираться наиболее высокая точка, с которой открывается обзор всей прилегающей к строению территории.
Еще один момент, который необходимо учитывать при проектировании, — расположение здания школы в населённом пункте, обеспечение транспортной доступности для учащихся. Если к школе подходят автомобильные дороги, то они в обязательном порядке должны иметь зону для перехода пешеходов, при этом она не должна располагаться ближе 300 метров от здания школы.
Этот норматив выше для учреждений основного и среднего образования — 500 метров. Парковка для транспортных средств, прилегающая к школе, должна обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров.
Территория, выбранная для строительства школы, должна обладать соответствующими климатическими условиями, быть защищенной от пыли зелёными населениями, ей не следует соседствовать с железнодорожными и трамвайными путями, оживлёнными автомобильными трассами.
Если возведение здания осуществляется на участке с переменной высотой, то школа строится на наиболее высокой точке, с которой может быть обеспечен обзор прилегающей территории. Для учащихся необходимо обеспечить возможность добраться до здания на общественном транспорте, а также их безопасность при пересечении автомобильных дорог (обустроить пешеходные переходы) и при высадке из транспортных средств.
Площадь территории, на которой ведется строительство школы, должна составлять 25–30 квадратных метров на каждого ученика с учетом пятна застройки. Соответственно, при включении в проект одного классного помещения площадь участка должна занимать не менее 1000 квадратных метров. С каждым следующим классом это значение увеличивается на 300 квадратных метров.
Помещения, в которых непосредственно проводятся учебные занятия, не должны располагаться выше четвертого этажа. Если предусмотрено обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, то предназначенные для них помещения могут находиться исключительно на первом этаже.
В каждом классе должны иметься окна, при этом расстояние школы и окружающего ее участка от соседних зданий должно быть не менее восьми метров.
Расстояние между наружными стенами учебных классов должно составлять не менее 12 метров, если в этих помещениях обеспечивается только естественное освещение.
В план общеобразовательной школы при проектировании должен быть включен рекреационный двор площадью не менее пяти квадратных метров на каждого ученика, но не меньше 400 квадратных метров. Покрытие этой части участка не должно создавать пыль. В частности, не могут использоваться гравий, шлак, щебень.
Оконные проемы учебных помещений не должны быть обращены к северу, северо-востоку и западу. Отступление от этого требования допускается для чертёжных и других специализированных помещений. Также следует принять меры по защите классов от чрезмерной инсоляции.
Площадь оконных проемов должна составлять не менее одной пятой от площади пола. При расчёте последней принимаются во внимание и конструкции, выходящие за периметр здания, например, балконы.
Если ширина помещения превышает 6,5 метра, то в нём обязательно должно быть обеспечено естественное освещение с обеих сторон. Объем классного помещения рассчитывается, исходя из четырёх кубических метров на каждого учащегося. Высота потолков не должна быть менее трёх метров.
Конкретное значение для проекта подбирается как с учётом площади, так и с учетом окружающих здание объектов (деревьев, других построек). Например, если ширина класса составляет 6–8 метров, то потолки в нем должны иметь высоту от 3,25 до 3,75 метра. Расстояние, которое должно быть выдержано от пола до подоконников, не может быть менее 0,9 метра.
После составлении проекта школы необходимо спланировать размещение и подключение источников питьевой, технической воды, бытовой, технической и напорной канализации. Также необходимо уделить пристальное вынимание проектированию приточно-вытяжной вентиляции.
Важное место в проекте здания занимают системы искусственного освещения, которые позволяют получать школьникам визуальную информации без вредного воздействия на глаза. От этого фактора зависит и план электроснабжения школы. Также следует позаботиться и о достаточном естественном освещении.
Планирование системы пожарной безопасности включает в себя, главным образом, установку в здании пожарных датчиков, извещателей, тревожных кнопок. Также должен быть составлен план эвакуации и системы оповещения, включающей в себя специальные указатели. Отдельные классы и помещения могут оборудоваться автоматическими средствами пожаротушения.
Строительство школ и детских садов — одна из самых актуальных проблем нынешнего времени. Население крупных городов растет, меняются условия жизни, потребности школьников и их родителей. В этой связи оставшиеся с советских времен проекты образовательных учреждений уже не могут в полной мере соответствовать новым реалиям.
Архитекторы активно разрабатывают новые планы, позволяющие обеспечить каждой школе индивидуальность, выразительность и, в то же время, полное соответствие техническим и санитарным нормативам.
В последние годы особую популярность при проектировании школ приобрели модульные застройки. Они позволяют демонтировать отдельные помещения так же легко, как и возводить их. Однако издержки на реализацию подобных проектов оказываются значительно выше, чем у традиционных построек.
Тем не менее, можно найти множество примеров, когда школы построены именно по модульному принципу, когда между отдельными корпусами возводится перегородка, разобрать которую можно в сжатые сроки. Это позволяет сделать один класс большей площади или, наоборот, создать из общего пространства два изолированных помещения, например, в спортивном зале.
Современные образовательные учреждения школьного уровня должны иметь индивидуальность. Это особенно важно для учащихся с учётом их возраста, когда на первый план выходить именно собственная неповторимость, самоидентификация, поиск самого себя. Школе, похожей на все остальные в городе, сложно придать уникальность, и учащиеся будут в ней чувствовать себя «как все».
Конечно, строительство полноценных спортивных комплексов и бассейнов при школах требует значительных инвестиций, однако эти вложения, по сути, делаются в будущее, оказывая положительное влияние на развитие детей, обучающихся в оснащенных подобным образом образовательных учреждениях.
Параллельно с развитием архитектуры и технологий, используемых при возведении школ, должны совершенствоваться и учебные программы, по которым учащиеся получают основы научных знаний. В этой связи необходимо обеспечить возможность современного технического и методического оснащения, позволяющего вести обучение в наиболее наглядной и простой форме.
Исходя из их функциональности, гибкость подразумевает не только возможность изменения назначения тех или иных зон, кабинетов, но и возможность по-разному использовать помещения с учетом возраста обучающихся в них школьников. Например, следует позаботиться об обеспечении смены методики преподавания, взаимозаменяемости основных задач начальной школы и детского сада.
Этот критерий отражает эффективность использования помещений и территории школы, объем задач, который можно выполнять при эксплуатации определённой полезной площади. Повышение функциональной ёмкости диктует необходимость уменьшения числа специализированных помещений и зон, расширение универсальных площадей.
Эффективность использования пространства позволяет повысить компактность проекта. Это могут быть оборудованная крыша, кабинеты, совместно используемые учениками и педагогами, и другие меры.
При разработке проекта строительства школы особое внимание должно быть уделено социально важным функциям. Они обеспечиваются композиционными средствами, объединением в общие зоны помещений со сходным назначением, горизонтальным зонированием и вертикальным объединением пространства. Это позволяет правильно определить акценты в воспитательной и учебной работе как для учащихся, так и для педагогов.
Пространство в школе и на территории вокруг нее должно обеспечивать как образовательные, так и рекреационные задачи, позволять школьникам полноценно общаться друг с другом, не разбиваясь на изолированные группы. В идейно-художественном смысле общее пространство образовательного учреждения может рассматриваться как некая центральная площадь, на которой размещаются библиотека, стенды, а также вертикальные элементы интерьера (амфитеатры, лестницы и так далее).
Объемно-планировочной конфигурации школы следует быть гибкой. Иными словами, на протяжении всего времени ее эксплуатации должна сохраняться актуальность структуры на изначально спроектированном уровне. Для выполнения этой задачи осуществляется геометрическая перепланировка — зонирование, объединение, разделение, перераспределение территории.
Гибкость здесь обеспечивается выполнением двух условий: способность изменения планировки, расстановки предметов интерьера в ходе одного учебного урока и возможность изменить функции пространства, трансформировав его геометрические характеристики.
Отдельные предметы школьной мебели и средств обучения позволяют использовать их как инструмент организации пространства, его динамики. Для этого могут устанавливаться передвижные перегородки и видоизменяемая мебель. Трансформация пространства может выполняться одним из двух способов. Первый — это установка различных ширм, перегородок и тому подобного. Второй — использование мебели, которая наряду с задачей разделения пространства также выполняет свои основные функции.
Пространство учебных помещений должно изменяться, исходя из количества учащихся, их групп. Мебель при этом должна быть разных типов — складная, модульная, переносная и тому подобная.
В учебном процессе необходимо стремится к преодолению низких архитектурных качеств образовательных учреждений. Яркая архитектурно-художественная среда позитивно воздействует на детей и педагогов, повышая общую успеваемость и улучшая эмоциональный фон. Эстетика в школе должна служить инструментом передачи идеи, составляющей основу педагогической миссии.
Архитектурные и планировочные решения должны уменьшать регламентацию поведения учащихся. Это позволяет разделить пространство на общее и индивидуальное. Иначе говоря, часть площади используется для проведения персональных занятий, для возможности отгородиться от остальных учеников. В результате создаются условия как для достаточной социализации детей, так и для их индивидуализации.
Читайте также
Планирование в строительстве: виды, принципы, целиОткрытость образовательного пространства обеспечивает школьникам выбор, способствует выработке у них навыков самоопределения. Исходя из идейно-художественного содержания, это проявляется в доступности получения образования, формировании концептуальной основы для неформального обучения.
Базируясь на архитектурно-планировочной позиции, этот принцип представляет собой определенную трансформируемую структуру, побуждающую детей познавать новое. При этом досуг имеет не меньшее значение, чем сами учебные занятия. Открытое пространство способствует общению между учащимися. В последующем единое пространство может делиться на несколько зон с учетом назначения каждой из них.
Школа может рассматриваться как центр культуры для жителей прилегающей к ней местности. Она выполняет не только учебные и воспитательные задачи, но и обеспечивает потребности местного сообщества. Реализуется оздоровительная, спортивная, культурная, рекреационная деятельность для всех жителей окрестных домов.
При разработке проекта образовательного учреждения необходимо обеспечить беспрепятственный доступ детей к библиотекам, актовому и спортивному залам.
Современные нормы проектирования школ позволяют создать учебные классы нового вида, в которых наряду с эффективным обучением также обеспечивается соблюдение стандартов экологической безопасности. Для этого электроснабжение осуществляется с использованием возобновляемых источников энергии, в интерьер включаются натуральные материалы, пространство школьных помещений тесно связывается с внешним окружением.
Разрабатываются перспективы развития школы, определяются стратегические ориентиры. Пространство организуется с учётом возможного увеличения вариантов планировки. При этом используются как конструктивные, так и инженерные методы, которыми меняется планировка в ходе эксплуатации помещений. Также могут быть изменены участки местности, пристройки к главному корпусу и так далее.
Для составления проекта современной школы необходимо учесть требования множества строительных и санитарных регламентов, а также получить разрешения от ряда контролирующих органов. Алгоритм действий выглядит примерно следующим образом.
Проектирование школ выполняется в соответствии с рядом нормативных документов, обязательных для исполнения всеми организациями и частными лицами.
И этот перечень — далеко не полный. Также используются иные СанПиНы, отраслевые строительные нормативы, регламенты по пожарной безопасности, ГОСТы и так далее.
Под этим понимается выбор общего вида и формы здания, план входящих в него помещений, выполнение расчетов для проведения строительных работ, которые должны обеспечить прочность и устойчивость нового строения. Материалы и инженерные решения выбираются с учетом необходимости минимизировать издержки без ущерба для качества.
Данный термин характеризует количество обучающихся в школе детей за одну смену.
В школе не должно быть более трех этажей. При высокой плотности застройки это число может быть увеличено до четырёх. Если поблизости находятся здания высотой 4–5 этажей, то в строящейся школе верхние этажи должны выделяться под редко используемые помещения.
Разработка проекта начальной школы — очень сложная и ответственная задача. При ее решении мало обеспечить только соблюдение строительных и санитарных норм. Необходимо создать особое ощущение уюта, комфорта, обстановку, в которой у школьников будет возникать тяга к знаниям. Наряду с сугубо инженерными средствами здесь должны использоваться и творческие инструменты. Выполнение всех этих задач под силу лишь опытным архитекторам и строителям.
Читайте также